Гуманитарное
образование как средство противодействия угрозам современного общества
Виктор Федорович Шаповалов – доктор
философских наук, профессор философского факультета, заслуженный профессор МГУ,
автор более чем двухсот публикаций, в том числе 12-ти книг. Работает в МГУ с
1979 года, в одном из своих интервью поднимает важный вопрос:
«Если в советское время была крайность тотальной
идеологизации социально-гуманитарные наук, то сегодня имеет место другая
крайность – их тотальная деиделогизация. Но ведь никто не отменял того факта,
что образование, особенно, социально-гуманитарное было и остается (наряду со
СМИ и др.) мощным средством влияния на умы людей. В современном мире каждая
страна стремится использовать свою систему образования в интересах своей страны,
– для повышения ее престижа, создания положительного образа, вплоть до – в
предельном случае – формирования «агентов влияния». И с этой точки зрения наше
социально-гуманитарное образование сегодня находится в самом плачевном
состоянии: оно даже и не ставит таких
задач»
Вопросы для обсуждения.
- Какие
цели и задачи гуманитарного образования в России вам представляются на сегодняшний день стратегическими?
-
Школа единственный социальный институт, через который проходят все (или почти
все). Может ли школа, учитывая свой потенциал воздействия на человека,
вооружить ученика средствами
противодействия негативному влиянию деструктивных явлений: манипуляциям сознанием, социальному недоверию,
утратам ценностных ориентиров,
трансформациям патриотизма и т.д.?
- В
проекте бюджета на 2012-2013 гг. финансирование Российского фонда
фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда
уменьшено (доля исследований по социально-гуманитарным наукам нашей страны в
мировом корпусе - менее 4 процентов). Между тем, эксперты считают, причина
большинства общественных и экономических проблем в тотальной гуманитарной
"глухоте" и улучшить ситуацию - дело гуманитариев. Как преодолеть
разрыв меду социальным заказом, взывающим к миссии гуманитариев и реальным положением
гуманитарного образования в России?
Предлагаю участвовать в обсуждении и
присылать любые материалы из опыта
работы.
Считаю, что гуманитарная наука является инструментом национального самопознания и самосохранения.Это, в первую очередь, должны осознавать в Министерстве образования и не закрывать гуманитарные вузы
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Евгеньевна! Я являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла В МБОУ "Опольевская ООШ" Юрьев-Польского района. С 2012 года наша школа является экспериментальной площадкой по теме "Воспитание гуманитарной культуры учащихся как условие их духовно-нравственного становления". Можно ли с этой темой выступить на вашей секции? Если можно, то на какой адрес высылать текст выступления?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Дело в том, что секционной работы не предполагается, поэтому выступить вряд ли будет возможным. Но! Мы очень ценим практический опыт, тем более если ваша школа является эксперементальной площадкой. Я посоветовала бы прислать статью на мой почтовый адрес, думаю, ее можно будет разместить в сборнике по итогам конференции. Материалы еще принимаются!
ОтветитьУдалить